Предпосылки появления
Первой одеждой людей были шкуры животных. Они защищали тело от холода, и кроме того, наделялись магическими свойствами. Первоначально заднюю и переднюю часть шкуры связывали между собой полосками кожи или сухожилиями, продевая их в проделанные в шкуре отверстия. Около 50 тысяч лет назад была изобретена игла, а позднее люди научились прясть шерсть и ткать материю. Прямыми предками современного платья стали накидки и плащи. Со временем искусство шитья развивалось, и появилась более сложная по крою одежда, в том числе платья.
Античность
Во времена Античности, разновидности платья носили как женщины, так и мужчины. Одеждой египтян был хитон и калазирис, римлян – туника и тога, греков – хитон и пеплос. Первый прообраз платья появился в Древней Греции: два куска ткани скреплялись булавками на плечах и поясом на талии. Византийцы впервые пришили к облачению с полноценными рукавами.
Средние века
Платье оставалось универсальным нарядом до XIV века. Начиная с пятнадцатого столетия, оно стало элементом исключительно женского гардероба. В течение Средних веков платья становились все более роскошными за счет появления новых материалов и декора, в частности благодаря привезенным крестоносцами восточным тканям и украшениям. Также постепенно усложнялись силуэты и крой.
С XII по XIV век платья скрывали женскую фигуру практически полностью, за исключением груди: они имели глубокоедекольте, завышенную линию талии, мягко ниспадающую юбку и узкие, закрывающие кисть рукава.
К середине XV века платье получило предельно высокую линию талии, остроугольный глубокий вырез с широким воротником и задрапированную только с левой стороны юбку, которая сзади переходила в длинный шлейф. Наряды эпохи Возрождения открыли фигуру женщины: платья из мягких тканей легко облегали все изгибы тела и красивыми складками спускались к полу.
Новое время
К концу XVI века, в эпоху барокко, в моду вошли пафос и театральность. В то время во Франции на престол взошел «Король-Солнце» Людовик XIV, который ценил красоту одежды. Благодаря ему, Франция стала диктовать моду всей Европе. В соответствии с канонами барокко одежда шилась из тяжелых разноцветных тканей и имела сложный крой.
В Испании в XVI–XVII веке женщины носили платья силуэта «песочные часы» с жестким корсетом, натянутой на каркас пышной юбкой и рукавами-буфами.
К началу XVIII века парадность барокко сменилась грациозностью и легкостью эпохи рококо. В моду вошли платья с глубоким декольте, стянутой не слишком жестким корсетом талией, открывающей туфельки пышной юбкой на П-образном каркасе и узкими рукавами, после локтя переходящими в пышные кружева. В том столетии женщины сначала носили платье-манто – длинное сзади и приоткрывающее нижнюю юбку впереди, затем контуш с ниспадавшими с ниспадавшими с плеч крупными складками.
Модным хитом 70-х годов XVIII века стало платье «Полонез» в стиле Марии Антуанетты: на лиф и нижнюю юбку надевалось распашное драпированное платье со спинкой из трех элементов.
На Руси вплоть до восемнадцатого столетия женщины носили традиционный сарафан поверх рубахи. Европейской же моде стали следовать только после соответствующего указа императора Петра I.
На рубеже XVIII и XIX веков в моду снова вернулись естественные формы и античные силуэты платьев. Женщины стали надевать шмиз – похожую на длинную рубаху разновидность платья белого цвета с глубоким декольте, завышенной талией и короткими рукавами.
Ко второй половине девятнадцатого столетия был изобретен кринолин, заменивший тяжелые каркасы для юбок.
В 70-х годах в моду вошли тюрнюры, увеличивающие заднюю часть юбки. Тюрнюры украшались бантами, воланами и оборками.
XX век в истории платья можно классифицировать отдельно, т. к. в течение этого столетия оно изменилось сильнее, чем за все время существования: благодаря Полю Пуаре (Paul Poiret), Коко Шанель (Coco Chanel), Юберу де Живанши (Hubert de Givenchy) и другим модельерам, в прошлое ушли тяжелые нижние юбки и корсеты, а также уменьшилась длина подола.
В начале двадцатого столетия появились первые платья без корсета. Длина юбки поднялась до лодыжки. Это стало вызовом устоявшимся традициям – платья без корсета не сразу стали популярными. Наиболее модным силуэтом начала века можно считать «песочные часы» с глубоким декольте и корсетом на шнуровке.
К 1922 году в моду вошел образ мальчика-подростка: женщины стали носить простые платья в стиле гарсон.
В 1926 году Коко Шанель из мягкого джерси сшила первое платье-рубашку.
Длина юбок в течение десятилетия изменялась несколько раз: в 1921 году женщины все еще предпочитали платья длиной до лодыжек, к 1924-ому подол заканчивался чуть ниже колена, а к 1927-ому — поднялся на два пальца выше.
Благодаря изменению длины юбки и окончанию Первой мировой войны, появилась новая разновидность платья – коктейльное, которое шилось из шелка или шифона, не имело рукавов и воротника и предназначалось для светских раутов. Также в 20-х годах появилось деловое платье.
Коко Шанель создала маленькое черное платье в 1926 году, но женщины не сразу приняли новинку.
Универсальный наряд обрел популярность во времена Великой Депрессии. Однако в это же время модными были роскошные атласные платья в сочетании с мехами и бриллиантами.
Популярными были облегающие силуэты в стиле «вамп», а также «чарльстон» с заниженной линией талии. Подол юбки в 30-е годы опустился до середины икры.
В довоенные годы в моду вошли платья с многослойной юбкой и рукавами-фонариками. Популярными стали модели в латиноамериканском и голливудском стилях.
Во время Второй Мировой войны женщины носили платья до колена строгого прямоугольного кроя.
В послевоенное время Кристиан Диор (Christian Dior) с помощью силуэта «New Look» вернул в моду роскошь, шик и женственность.
Женщины стали надевать платья с узким лифом и широкой юбкой. В то же время популярными стали экзотические ткани и этнические узоры, которые использовались при пошиве коктейльных платьев. Вечерние модели стали обильно украшаться стразами и блестками.
В течение целого десятилетия элегантность и женственность не выходили из моды. Долгое время актуальными считались платья с пышными нижними юбками, широким поясом и воротником-стойкой. .
В 50-х коктейли стали особой культурой, что повлекло за собой создание разных стилей коктейльных платьев. Их стали шить как в узком, так и в пышном вариантах.
В 60-е появились первые мини-платья. Они отличались яркими расцветками и простым прямым кроем. В это десятилетие в моду вошли искусственные немнущиеся ткани: полиэстер, лайкра, нейлон, кримплен и др. Они отличались невысокой стоимостью, простотой ухода и долговечностью. .
В 60-е практически перестали использоваться коктейльные платья — соответствующие вечеринки ушли в прошлое. В моду вошли яркие платья в стиле диско с геометрическими принтами. Благодаря движению хиппи, в 60-х также были популярны наряды в этническом стиле – с крупными орнаментами, массивными украшениями, широкими юбками.
В 70-е годы получили развитие стили хиппи и диско. В моде по-прежнему оставались натуральные ткани, одежда ручной работы, цветочные принты и свободный крой. Женщины носили длинные сарафаны с вышивкой в этническом стиле. Также популярными были платья-туники электрически ярких цветов. Их часто сочетали с лосинами или джинсовыми шортами.
80-е годы
В 80-е в моду вошел силуэт «перевернутый треугольник». Облегающие платья дополнялись подплечниками и очень широкими поясами. Также модным был дизайн платьев в стиле поп-арт.
90-е годы
|